Добрый день, сегодня я хочу продолжить тему кризиса у детей и поговорить на тему - кризис у первоклассника. Дети растут и развиваются очень быстро, бывает, что кризис четырехлетнего возраста, о чем мы говорили ранее, перерастает в новый кризисный период, происходит наслоение трудностей одного критического периода на другой. Проявляется это в младшем школьном возрасте. Ребенок делает свой первый шаг из беззаботного, безоблачного детства, к жизни, в которой присутствуют ответственность, самостоятельность, новые испытания, новый распорядок дня, новый образ жизни, здесь у ребенка начинают воспитываться определенные морально-волевые качества, определенная дисциплина, а также уровень умственного развития.
Ребенок полон радости и счастливых ожиданий, идет в первый класс, но тут начинаются разочарования, в школе, оказывается, не так интересно, бывают скучные занятия, происходит не понимание, зачем это все нужно, необходимо тихо сидеть, нельзя ходить и бегать, когда так сильно хочется, но это еще не проблемы, проблемы начинаются в коллективе.
Если задачку ребенку помогут решить родители и правила он выучит, то в коллективе он остается без мамы и папы. В классе появляются хорошие и плохие ученики, лидеры, не факт, что если знания у него на пять, то в классе его все любят. Мнения ребенка о себе, об окружающем мире начинают раздваиваться, его мироощущения меняются, родители и учителя внушают ему одни правила поведения, а жизнь в школьном коллективе - другие.
Если ребенка начинаю считать отстающим, слабым, неуспевающим, то появляются отторжения к классу, к школе. Даже взрослый человек, почувствовав себя неудачником, вряд ли быстро выкарабкается из этой ситуации. Ребенку труднее, он чаще свыкается с этой ролью, начинает болеть, без желания ходит в школу, отлынивает от уроков, примеряет на себе роль отличника, троечника или лентяя. Процесс этот трудный, в нем и заключается критический период этого возраста.
Например, ребенок в семье всеми любим, добрые родители не смогли ему привить сдержанность, самокритичность, умение слушать, делать правильные выводы, в школе его оказывается никто не хочет слушать, дома он в центре внимания, а тут: учительница не намерена просто так его хвалить, необходимо трудиться и завоевывать внимание. Назревает конфликт. Необходимо помочь ребенку выбрать новую роль в своей жизни. Но ребенок такой, какой он есть.
Решения этих проблем различные. Например ребенок в школе послушный выполняет все требования учительницы, критично высказывается в адрес одноклассников, это первая роль для учительницы, лидером такой ученик не будет, ведь одноклассники ценят искренность, бескорыстие и доброту, он будет тихим и покладистым учеником, которым будут командовать одноклассники.
Другой ребенок менее усидчивый, для хорошей успеваемости не хватает терпения, тогда он пытается всячески привлечь к себе внимание, весь класс хохочет когда его вызывают к доске, роль шута переносится в компанию друзей, дома он капризничает ведет себя совсем по иному, он там хозяин.
Конечно все те неудачи, которые происходят в школе, омрачают домашнюю жизнь. Начинает формироваться характер, ведь ребенок бессознательно формирует свою линию поведения, привычку, которая переходит в характер, а он и переходит в судьбу. Первые роли в школьном коллективе в дальнейшем становятся главными ролями в жизни. Семья, школа, друзья - вот три разных роли в жизни ребенка, которые формируют его дальнейшую жизнь. Критический период, это тот узловой пункт, после которого развитие ребенка, может продолжаться совершенно разными путями в зависимости от того куда и как вы его направили.
P.S.: Напишите отзыв о моей статье. Ваше мнение важно для меня!
Понравилась? - поделитесь с друзьями!
Родителям нужно быть особенно внимательными к своему ребенку, чтобы тот не пережил кризиса первоклассника.
Да, адаптация первоклассника очень важный вопрос не только для ребенка, но и для родителей. Сама работала в школе и видела, как трудно детям.
Статья хорошая. В прошлом году отправлял дочку в 1 класс, адаптацию проходила до Нового года, трудно было и ей и нам, но слава Богу сейчас уже во 2 класс пошла, все нормально. Спасибо Удачи!
Спасибо Вам, Леонид.
Ваш пост навел меня на думки *ушел много думать* …
Да, для ребенка момент поступления в школу — серьезное испытание. И то, как он его пройдет во многом зависит от того, насколько его к этому подготовили родители. Подготовили не в смысле знаний, которые требуются первокласснику, а прежде всего психологически. А нездоровая атмосфера в семье зачастую гораздо больше влияет на успеваемость ребенка, чем все школьные проблемы вместе взятые.
Ольга, конечно и нездоровая обстановка в семье, и школьные проблемы, особенно когда они и там и там, влияют на развитие ребенка, и самое грустное, не в лучшую сторону
Зашла, почитала. Интересно и полезно. Захотелось познакомиться с автором.
Сегодня у меня внук первый раз сходил в школу на подготовительные занятия. Я у него спросил: «Ну как Рома в школе, интересно?»
«Пока еще не знаю, но учиться хочу!»
Сейчас он будет ходить только по субботам. Читает давно книги о животных и ему уже не нужны игрушки. Книжный магазин — лучший друг. Не знаю, кто придумал, что скоро дети книги читать не будут, а все будут изучать в электронном варианте. Книги всегда были и будут. Как приятно взять в руки книгу, а не ноутбук.
Спасибо! Будем учиться вместе!
Сколько кризисов у детей, просто не счесть. Прислушаюсь к вашим советам, спасибо за статью.
Особенно важно быть внимательными в этот период к ребенку. Лучше всего заранее подготовить его к смене статуса и стиля жизни. Успехов и легкой адаптации всем первоклашкам!
В этот период ребенку нужна помощь родителей, их забота, внимание и поддержка
Ребенка нужно мотивировать в это время! Отличная статья. Много полезного для себя усвоил. Большой плюс автору. С удовольствием приглашаю в гости — будем делать проекты друг друга лучше:)
Спасибо, Георгий, обязательно зайду.
Училка у Вас классная на картинке. Сразу школьные воспоминания нахлынули.
Вот и до первоклашек кризис докатился. А может не все у них так мрачно?
Думаю многое зависит и от первого учителя.
Совершенно верно, Юрий, но, к сожалению, не все учителя профи.
Мой сын, всем на удивление, не хотел идти в школу, но потом ему там понравилось и сейчас проблем, типа: «не хочу в школу!», не возникает!
Все зависит от учителя, а во вторую очередь от родителей.
Сколько людей столько мнений, разные учителя, разные дети, разные родители, очень многие отдают ребенка в школу и заканчивают на этом его воспитание, но учитель один, учеников у него под 30 человек, и Вы считаете, что ему легче, чем Вам с одним (двумя) детьми? Ну да, основной аргумент Ваш в этом случае — «ну, учитель же за это зарплату получает!», но ребенок, то Ваш…
Все проходят этот кризис без проблем, много зависит от родителей. Перестройка жизни дело нелегкое, но решаемое.
Да, все пройдет.., и это тоже пройдет:-), но хочется, чтобы наши детки прошли это не получив по-жизни «-», а только «+».
На самом деле сколько всего на них сваливается… Хорошо, что у меня все прошло благополучно ))
В первом классе действительно очень трудно. Т.к. на него сразу наваливается много задач, обязанностей и требований. И ему сразу перестроится очень трудно. Твитнул, буду рад если зайдёте в гости.
Действительно, ребенку очень сложно…Не всегда адекватная оценка учителя, новый коллектив, непонятные требования школы…а еще финансовое расслоение общества…бедные дети, сколько на них сваливается