Сегодня я хочу поговорить о трудовом воспитании малыша. Игры, игрушки и общение с ребенком играют огромную роль в его дальнейшей жизни. Также большое значение имеет трудовое воспитание малыша с раннего возраста. Приручать к труду в школьном возрасте - уже поздно, природа ребенка такова, что он очень любознателен, активен, жадно стремится все скорее узнать, потрогать, сделать сам, часто подражая взрослым.
Изучая поведение ребенка дошкольного возраста, выяснилось, что их трудовая деятельность отличается особенностями, о которых желательно знать родителям.
Первое - это связь игры связанные с трудом. Играя, ребенок производит некие манипуляции с игрушками. Мать, наблюдая за ребенком двух, трех лет, может заметить, что если она предложит ему тряпкой вытереть стул или стол, он будет долго водить тряпкой по поверхности, повторяя одни и те же движения, это происходит по тому, что он овладевает процессом трудового действия, и, главное, его это очень радует. То, что получится в результат его труда, его не интересует, так как сознательной цели у него пока нет.
Со временем меняется характер, и ребенок уже начинает интересоваться результатом своего труда - что и как у него получается. Ребенок старается выполнять все аккуратнее, ему уже ясна цель. Ребенок наблюдает за взрослыми, действия его осознанны. Тут большую роль играют родители, которые должны направить в правильное русло, дать мягкие указания, помочь в нужных случаях. Иначе трудовая деятельность детей надолго сохранит тот элементарный характер, который отличает самых маленьких детей.
Труд в детском возрасте играет огромную роль, благотворно влияет на физическое и психическое развитие ребенка. Это наблюдательность, внимание, собранность. Если ребенок трудится с удовольствием, интересом, ему хочется довести дело до конца, выполнить дело качественно, все это со временем формирует в ребенке уверенность в себе, приучает к преодолению препятствий и достижению целей в жизни.
Ребенок очень гордится результатами своей работы, и взрослым необходимо поощрять его трудовую деятельность. Через уважительное отношение к своей работе, ребенок начинает оценивать труд окружающих его людей. Ребенок улавливает, как к работе относятся окружающие его взрослые, если они выполняют работу с интересом, то и ребенок пытается это делать.
В жизни часто бывает, что родители отстраняют ребенка от всего, считая, что он мал, может что-то испортить - ведь проще сделать самому. В итоге - ребенок привыкает к тому, что за него все делают другие, ему остается только пользоваться их услугами. Часто можно наблюдать, как мама, спеша на работу, отводя пятилетнего ребенка в сад, сама застегивает ему пуговицы, одевает, завязывает шнурки.
К труду, собранности, самообслуживанию необходимо приучать ребенка в два-три года. На все это нужно терпение и время. Выработка этих навыков является первыми кирпичиками в фундаменте трудовой жизни ребенка. Воспитанные с малых лет положительного отношения к труду, способности к усидчивости принесут огромную пользу в школьные годы.
P.S.: Напишите отзыв о моей статье, Ваше мнение важно для меня! Понравилась - поделитесь с друзьями!
Спасибо за отличные советы! Обязательно ими воспользуюсь.
Труд в детском возрасте играет огромную роль
Именно так, Светлана
Согласна, труд имеет огромное значение в воспитании ребенка. но тут надо не переусердствовать. потому что многие родители просто наседеют на ребенка. сделай то, сделай это. надо не забыть, что ребенок — это все таки ребенок.
Конечно: ребенок — это ребенок, об этом забывать нельзя
А я где-то читал что ребенок лучше всего учиться на примере своих родителей. И подтверждается личными наблюдениями. Если родители сами лентяи то редко встретишь трудолюбивого ребенка у таких родителей. Очень показателен бардак в комнатах моих некотрых друзей и подруг в этом плане — кровать например заправляют только по выходным)
Андрей, полностью с Вами согласна, об этом я тоже писала ранее на сайте